Иерархия судов рф – 4. /

Схема системы судов РФ в 2019 году

Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2019 году строится система судов РФ. В этом году в структуру вносят изменения.

Система судов РФ в 2019 году

Взаимодействие судов в нашей стране регулируют положения Конституции РФ (глава 7) и ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Деятельность отдельных структур регулируют процессуальные кодексы и другие законы. В ФКЗ № 1 закрепили базовые принципы работы:

  • единство системы,
  • соблюдение всем судами правил производства,
  • применение существующих законов,
  • обязательность исполнения судебных актов на всей территории страны,
  • единство статуса судей,
  • существование судов разных уровней,
  • самостоятельность судов в реализации судебной власти и т. п. (ст. 3, 4, 5 ФКЗ № 1).

Как изменится порядок рассмотрения гражданских и административных дел в 2019 году

 

В 2019 году в РФ действует система из нескольких ветвей, количество судов в каждой не совпадает:

  • в отдельную ветвь выделены арбитражные суды;
  • дела с участием военных рассматривает специальная ветвь судов общей юрисдикции – военные суды;
  • у основной части судов общей юрисдикции функции апелляции и кассации исполняют разные инстанции, в зависимости от характера дела.

Подобное разделение опирается на специфику споров, которыми занимаются те или иные суды. Самый общий уровень деления – на арбитражные суды и суды общей юрисдикции:

  1. Арбитражные суды рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц или ИП. В 2019 году в системе арбитражных судов действует 85 судов субъектов РФ (с полномочиями первой инстанции), 21 апелляционный суд и 10 окружных. Отдельную работу ведет Суд по интеллектуальным правам.
  2. Суды общей юрисдикции занимаются всеми остальными делами. Спектр очень широкий – сюда входят гражданские, административные, уголовные дела.

Также существуют разные уровни иерархии. Так, мировые судьи работают в районных судах, районные суды подчиняются городским, а те, в свою очередь, областным судам, судам краев и республик и т. д. От того, какой спор находится на рассмотрении, зависит, какой в суд обращаться по первой инстанции, затем в порядке апелляции и кассации. Например, есть дела, по которым первой инстанцией будет городской суд, а не районный, хотя по другим делам такой суд работает как апелляционная инстанция.

Высшей инстанцией является ВС РФ (ст. 3 ФКЗ № 3 05.02.2014). В зависимости от специфики дела его рассматривает коллегия по экономическим спорам, административным, уголовным и т. п. Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора.

Помимо этого, работает Пленум ВС РФ. Этот орган анализирует судебную практику и разъясняет:

  • применение тех или иных норм права,
  • способы разрешения споров разного типа,
  • иные подобные вопросы.

Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их задача – проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям (уставам). Данные структуры действуют самостоятельно и не подчиняются КС РФ.

В 2019 году в судебной системе России произойдут изменения

29 июля 2018 года приняли закон о внесении изменений в структуру судов общей юрисдикции (ФКЗ от 29.07.2018 № 1-ФКЗ). Законопроект рассмотрели по инициативе Пленума ВС РФ (постановление от 13.07.2017). Согласно поправкам в 2019 году начинают работать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Это суды межрегионального уровня. Они будут пересматривать в порядке апелляции или кассации дела, которые по первой инстанции рассматривали суды областей, краев, республик и т. д. Новые структуры в схеме системы судов общей юрисдикции РФ должны начать функционировать не позднее 1 октября 2019 года.

Скачайте для сравнения наглядные схемы

Апелляционных судов будет 5:

  1. Первый апелляционный суд общей юрисдикции (Москва). Займется проверкой судебных актов Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов, а также Мосгорсуда.
  2. Второй апелляционный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург). Будет проверять дела Верховных судов Карелии и Коми, судов Архангельской, Вологодской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Тюменского, Челябинской областей, Санкт-Петербургского городского суда, а также судов Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов.
  3. Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Сочи). В этот суд будут подавать апелляционные жалобы на судебные акты ВС Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Крыма, Северной Осетии, Чечни, краевых судов Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханского, Волгоградского, Ростовского областных судов и Севастопольского городского суда.
  4. Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород). Туда будут поступать просьбы о пересмотре судебных актов ВС республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермского краевого суда, судов Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
  5. Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирск). Будет рассматривать жалобы по поводу актов ВС республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Якутия, краевых судов Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Амурского, Иркутского, Кемеровского, Магаданского, Новосибирского, Омского, Сахалинского, Томского областных судов, суда Еврейской автономной области и суда Чукотского автономного округа.

Отдельный апелляционный военный суд организуют для пересмотра решений окружных (флотских) военных судов.

Откроют 9 кассационных судов общей юрисдикции:

  1. В Саратове (первый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Республики Мордовия, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тульской областей, а также судебных актов, которое приняла апелляция по актам данных судов.
  2. В Москве (второй кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Владимирской, Ивановской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Ярославской области и Мосгорсуда. Также данный суд проверит судебные акты апелляции, которая рассматривала жалобы на акты указанных судов.
  3. В Санкт-Петербурге (третий кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр актов судов республик Карелия и Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, города Санкт-Петербург и Ненецкого автономного округа. В этой инстанции можно будет оспорить судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции по актам данных судов.
  4. В Краснодаре (четвертый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и других актов судов республик Адыгея, Калмыкия, Крым, суда Краснодарского края, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и города Севастополя. Сюда же нужно будет обращаться для пересмотра судебных актов апелляции на судебные акты этих судов.
  5. В Пятигорске (пятый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и иных актов судов республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республик и Ставропольского края. Займется проверкой актов апелляции, которые в этой инстанции приняли по поводу судебных актов данных судов.
  6. В Самаре (шестой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр актов судов республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, а также областных судов Кировской, Оренбургской, Самарской и Ульяновской областей. Здесь же будут проверять судебные актов апелляционной инстанции, которые были приняты по жалобам и представлениям на акты указанных судов.
  7. В Челябинске (седьмой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Пермского края, Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также актов апелляции по актам данных судов.
  8. В Кемерово (восьмой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, судов Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Здесь же можно будет оспорить судебные акты апелляционной инстанции, принятые на акты этих судов.
  9. Во Владивостоке (девятый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и иных актов судов Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа. Эта же структура пересмотрит судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, принятых в отношении актов указанных судов.

Также появится специальный Кассационный военный суд (Новосибирск). Он будет заниматься проверкой судебных актов апелляционного военного суда и окружных (флотских) военных судов.

www.law.ru

2.2. Организация конституционных (уставных) судов

Эти суды небольшие по своему численному составу, который варьируется в пределах 5-10 судей (в республиках Дагестан, Марий Эл, Коми — пять; Кабардино-Балкарской Республике, Республике Саха (Якутия) — семь; Республике Адыгея — девять). В названных республиках численность Конституционного суда устанавливается Конституцией. В Конституциях республик Татарстан и Тыва предусматривается лишь должностной состав судей без указания их общего числа.

Большинство судов состоит из председателя, его заместителя, секретаря и судей (республики Адыгея, Дагестан, Карелия, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская Республика и Свердловская область). В составе конституционных судов республик Башкортостан и Коми имеется председатель, его заместитель и судьи, а в Конституционном Суде Республики Бурятия — председатель и судьи. Уставная палата Иркутской области имеет также в своем составе председателя, заместителя председателя и секретарная палата. В формировании конституционных (уставных) судов и других специализированных органов конституционного контроля, как правило, предусмотрено участие нескольких ветвей власти, представленных соответствующими государственными органами.

Судьи ряда конституционных судов субъектов Российской Федерации назначаются или избираются на неограниченный срок

3. Суды общей юрисдикции: иерархия судов, дела подведомственные и подсудные

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

— Верховный Суд Российской Федерации;

— верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;

— районные суды;

— военные суды;

— специализированные суды.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерацииотносятся мировые судьи.

Систему судов общей юрисдикции можно представить и несколько иначе, разбив ее на три звена:

1) основное звено — районные (городские) суды;

2) среднее звено — верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;

3) высшее звено — Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере их образования, вероятно, будут дополнять основное звено.

Районный суд является основным звеном судебной системы и до образования мировых судов, именно районный суд рассматривал более 90% уголовных и гражданских дел. Помимо этого районные суды рассматривают все административные дела, отнесенные к компетенции судов.

Судьям районных (городских) судов при разрешении дел приходится применять нормативные акты различного уровня и разной юридической силы, начиная от Конституции и федеральных конституционных законов до инструкций министерств и ведомств, постановлений органов местного самоуправления. Большое количество нормативного материала, не всегда логично изложенного, зачастую затрудняет осуществление правосудия. В этой связи большое значение принимают центральный законодательный акт страны – Конституция и принцип прямого действия Конституции.

Российская судебная система предусматривает три варианта реализации принципа прямого действия Конституции: непосредственное его применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами, обращение судов общей юрисдикции и арбитражных судов с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также обращение граждан, их объединений, иных органов и лиц с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Каждый из указанных вариантов имеет различную степень конкретизации в правовых актах.

Применение конституционных норм — императивное веление Конституции, обращенное ко всем без исключения правоприменителям, в том числе и к судам общей юрисдикции (ст.15 Основного закона). В связи с этим встает вопрос определения полномочий правоприменителей и в частности судов общей юрисдикции по применению положений Конституции РФ.

Прямое применение Основного закона судами общей юрисдикции – лучшее решение в осуществлении судебного правосудия. Именно прямое применение Конституции позволит избежать множества ошибок, т.к. Конституция обладает высшей юридической силой. Но на практике прямое применение Основного закона происходит не так часто.

4. Арбитражные суды: иерархия судов, дела подведомственные и подсудные.

studfiles.net

Иерархия судов

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на трех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Первый уровень составляют федеральные арбитражные суды субъектовРоссийской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

Второй уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень арбитражных судов

Третий уровень образуют 10федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется вст. 24Федерального конституционногозакона«Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округаосуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судомгорода Москвыи Арбитражным судомМосковской области.

Четвертый уровень арбитражных судов

Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 127Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

studfiles.net

Судебная система РФ

Конституционные принципы правосудия

Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.

К конституционным принципам правосудия можно отнести:

    1. Правосудие в РФ осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).

    2. Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).

    3. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (статья 120 Конституции РФ).

    4. Судьи несменяемы (статья 121 Конституции РФ).Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

    5. Судьи неприкосновенны (статья 122 Конституции РФ).Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

    6. Разбирательство дел во всех судах открытое (статья 123 Конституции РФ). Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    7. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом(статья 123 Конституции РФ).

    8. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции РФ).

    9. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ).

    10. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124 Конституции РФ).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к принципам правосудия относит следующие:

    1. Единство судебной системы.

    2. Самостоятельность судов и независимость судей.

    3. Обязательность судебных постановлений.

    4. Равенство всех перед законом и судом.

    5. Участие граждан в осуществлении правосудия.

    6. Гласность в деятельности судов.

Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура. Суды федеральные и суды субъектов РФ

Судебная система — совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118ко­торой, в частности, сказано: “1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом… Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.

Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное место. У них есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

  • Закона о судоустройстве;

  • Закона об арбитражных судах;

  • Закона о военных судах;

  • Закона о мировых судьях.

Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вы­вода:

  1. правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы  ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”;

  2. суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации;

  3. всю совокупность федеральных судов следова­ло бы сгруппировать в три подсистемы (блока):

  • Конституционный Суд РФ;

  • Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор;

  • Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуют­сясудами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или  “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

  • гарнизонных военных судов;

  • окружных (флотских) военных судов;

  • Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апел­ляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, ав­тономной области и автономных округов).

Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образо­вания судов субъектов РФ:

Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее: “Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;

  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;

  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

  • признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

  • законодательного закрепления единства статуса судей;

  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок пред­полагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государствен­ных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:

  • высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основа­нии предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только пу­тем внесения поправок в нее;

  • другие федеральные суды создаются и упраздняются только фе­деральными законами;

суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с со­блюдением требований федеральных законов и законов соответству­ющих субъектов РФ.

Конституционно-правовой статус судей

Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулиру­ются Конституцией РФ и Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».

Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объедине­ний, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требо­ваний и распоряжений судей влекут установленную законом от­ветственность.

Все судьи обладают единым статусом. Определенными осо­бенностями отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявля­ются определенные требования: «Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридиче­ской профессии не менее пяти лет» (ст. 119 Конституции РФ).

Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований:

    1. неукоснительное соблюдение Конституции РФ и дру­гих законов;

    2. судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и бес­пристрастности;

    3. судье запрещается быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и дви­жениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачивае­мой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалифи­кационный экзамен и получившие рекомендацию квалификаци­онной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда мо­жет быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Поскольку осуществление судьями своих функций может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, соответ­ствующим Федеральным законом «О государственной защите су­дей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» введена государствен­ная защита их жизни, здоровья и имущества. Меры защиты мо­гут применяться также в отношении близких родственников. Эти меры направлены против лиц, пытающихся воспрепятство­вать законной деятельности судей либо принудить их к измене­нию ее характера, либо из мести за эту деятельность. Применение и осуществление мер безопасности в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, а также их близких возлагается на органы внутренних дел.

studfiles.net

Система судебной власти России

Судебная система Российской Федерации – совокупность правовых инстанций, которая является упорядоченной иерархией. Каждая единица на местах остается соподчиненной частью хорошо продуманной структуры с соответствующими полномочиями и компетенцией. У каждой инстанции свои цели и задачи, установленные на уровне законодательных норм. Их объединяет общность принципов соблюдения законности, подчиняющейся единому законодательству РФ, но все функционируют в рамках своей компетенции.

Бесплатная первичная консультация юриста портала «Право Закона». Рассмотрим Вашу правовую ситуацию или вопрос. Подскажем, что делать дальше.

Звоните — это бесплатно:

  • Для жителей Москвы и МО —
  • Санкт-Петербург и Лен. область —
  • Бесплатный номер для регионов РФ —

Схема российского правосудия

В Российском государстве функционируют федеральные и поместные суды субъектов Федерации. Согласно Конституционному закону «О судебной системе РФ» (от 31.12.1996 г.), они должны регулировать все без исключения вопросы правосудия. Каждая инстанция призвана регулировать все вопросы правовых отношений, включая конфликты между юридическими и физическими лицами. Но обе стороны и представители системы, соблюдая интересы всех сторон, обязаны действовать строго в рамках законности и правопорядка.

Российская судебная система тесно взаимодействует со всеми ветвями законодательной и исполнительной власти. Она базируется исключительно на Законе «О судебной системе Российской Федерации», а также на статьях Основного закона РФ или Конституции, где закреплена иерархия судебно-правовых единиц общероссийской системы.

Утвержденные парламентариями законы и поправки к ним вверено принимать к сведению всем инстанциям и следить за их исполнением. Со своей стороны исполнительная власть обязана вводить в законную силу различные судебные решения. Соответственно, образуя совокупность судов разного уровня, все ветви, безусловно, взаимодействуют в рамках своих полномочий, охватывая всю территорию России. Но они также взаимодействуют и с международными инстанциями.

Все дела общей юрисдикции должен рассматривать Верховный суд РФ, который остается высшим судебным органом не только по уголовному и гражданскому праву, но и по административному регулированию сторон. Ему также вверено осуществлять надзор за деятельностью всех нижестоящих организаций, включая специализированные федеральные и военные суды, другие инстанции с подобной компетенцией и полномочиями. Верховному суду также надлежит подавать разъяснения по всем основополагающим положениям судебной практики в России.

Иерархически российская судебная система состоит из таких уровней:

  1. Конституционный суд, рассматривающий вопросы правомочности вводимых законов и нормативных актов, которые периодически утверждаются органами субъектов Федерации и различными ветвями власти.
  2. Под регулирование и юрисдикциею Верховного суда РФ подпадают все нижестоящие органы – областные, республиканские и краевые суды.
  3. Городские суды федерального значения.
  4. Суды автономных областей и округов, другие региональные инстанции.
  5. Военные, районные и специализированные суды, входящие в общую систему юриспруденции.

Помимо этого, система включает Высший арбитражный суд РФ, а также окружные арбитражные суды, судебные инстанции различных субъектов Федерации. Высший арбитражный суд призван осуществлять юридический контроль структур поместной власти, он обязан решать всевозможные вопросы, включая ведение дел экономического характера, а также разрешать конфликты сторон в сложных правовых ситуациях.

Создание временных или чрезвычайных судов в нашей стране недопустимо, поскольку это противоречит нормам Конституции. Могут быть приняты во внимание поправки из свода законов «О статусе судей в Российской Федерации», а также на основании свода законов «О судебной системе Российской Федерации».

В схему субъектов также включены уставные суды и мировые судьи (соподчинены общей юрисдикции). При этом вся система строится в виде централизованной модели, работающей строго в рамках полномочий субъектов Федерации.

Все структуры соподчинены общей системе со строгим соблюдением иерархии. Каждая ветвь действует строго в рамках своих полномочий, имея определенную меру ответственности перед всеми вышестоящими инстанциями. В зависимости от полномочий, все уровни структуры классифицируются как учреждения первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции. Их предназначение – осуществление законности и правовой обоснованности всех решений, вступающих в силу.

Арбитражные и мировые суды России

Компетенции, структура и функции арбитражного суда во многом совпадают с полномочиями судов общей юрисдикции, но есть свои отличия и сфера охвата территорий – они работают в малых административных и территориальных единицах. Таким образом, они призваны быть ближе к гражданскому населению или физическими лицам. При этом система арбитражных судов не предусматривает каких-либо отдельных звеньев, а схема арбитражных судов предполагает 3 уровня:

  • Высший арбитражный суд Российской Федерации;
  • окружные арбитражные суды;
  • краевые, областные и республиканские арбитражные суды, а также соответствующие инстанции городов федерального соподчинения.

На основании Закона «О мировых судьях РФ» (от 17.12. 1998 г.) они избираются сроком на 5 лет или же могут быть назначены представителем вышестоящего субъекта Федерации. Их полномочия распространяются на субъекты – 1 участок не более чем на 30 000 жителей.

Постановления, требования и распоряжения мирового судьи имеют такую же силу, как и решения других ветвей судебной власти, принимаемых к безоговорочному исполнению. Зачастую они занимаются делами на уровне семейно-правовых отношений, включая расторжение брака и раздел совместного имущества. Они рассматривают вопросы по регулированию трудовых отношений, имущественные конфликты, включая вопросы недвижимости и дела по мелким правонарушениям.

Военные суды Российской Федерации

Российская судебная схема соподчинения, включая военных юристов, контролируется вышестоящими организациями, составляя иерархию общей юрисдикции. Хотя у этих организаций своя специфика, они остаются централизованной иерархией.

Ранее военные юристы входили в военный трибунал, сегодня это военный суд. Все эти ветви возглавляет Верховный суд РФ, являющийся высшим органом по всем делам, включая военные, уголовные, общеправовые, административные и гражданские. Военные и флотские окружные суды работают на базе Вооруженных Сил РФ, входя судебную систему страны. Она состоит из военной коллегии Верховного суда России, военных судов всех групп войск и армий, а также соединений, гарнизонов и флотилий.

Военные суды действуют строго в рамках своих полномочий, входя в общую судебную структуру. К ним относятся все военные суды, работающие в Вооруженных Силах РФ. Их компетенция не распространяется за пределы своих административных или территориальных единиц – армий, гарнизонов, флотов и флотилий. Они составляют централизованную структуру, регулирующую деятельность воинских формирований на местах.

Основному звену поручаются и те дела, которые относятся ко всем военизированным организациям. Однако их решения могут повлиять на судебную практику правоохранительных органов поместных территориальных единиц.

Бесплатная первичная консультация юриста портала «Право Закона». Рассмотрим Вашу правовую ситуацию или вопрос. Подскажем, что делать дальше.

Звоните — это бесплатно:

  • Для жителей Москвы и МО —
  • Санкт-Петербург и Лен. область —
  • Бесплатный номер для регионов РФ —

pravo-law.ru

Иерархия судов

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на трех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Первый уровень составляют федеральные арбитражные суды субъектовРоссийской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

Второй уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень арбитражных судов

Третий уровень образуют 10федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется вст. 24Федерального конституционногозакона«Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округаосуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судомгорода Москвыи Арбитражным судомМосковской области.

Четвертый уровень арбитражных судов

Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 127Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

studfiles.net

Судебная система РФ

Содержание

Введение

1. Судебная система РФ

2. Судебное звено и судебные инстанции

3. Суды общей юрисдикции

·Районный суд

· Мировой суд

· Военные суды

4. Верховный суд

5. Арбитражный суд

6. Конституционный суд

7. Правовой статус судей в РФ

Список литературы

Введение

Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда – признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.

В Конституции РФ существует глава под названием «Судебная власть», устанавливающие отделение судебной власти от законодательной и исполнительной.

Конституция и федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в редакции от 5 апреля 2005 г.) предусматривают, что только суды обладают особым видом государственной деятельности – отправлением правосудия.

Цель данной работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.

1. Судебная система Российской Федерации

Современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции (ст.118,125,126,127) и Законом о судебной системе. Судебная система строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации, субъекты не в праве по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, которые не предусмотрены федеральным Законом «О судебной системе», так же они не должны устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Согласно п. «г» ст.71 Конституции РФ, Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности.

Субъекты РФ вправе иметь собственное законодательство. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные суды) или федеральным законом (другие федеральные суды). Согласно ст.17 ФЗ «О судебной системе», ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

К федеральным судам относятся:

· Конституционный Суд РФ;

· федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;

· военные и специализированные суды;

· федеральные арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Федеральные конституционные законы предусматривают создание других судов федерального уровня. Так, Закон об арбитражных судах предусматривает учреждение межрегиональных арбитражных судов округов.

К судам субъектов РФ относятся:

· конституционные суды субъектов РФ;

· мировые судьи.

Законодательством установлен исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Конституция не исключает возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции). Для таких судов характерно рассмотрение дел, имеющих свою специфику, либо наличие особенностей в организации. Пока в РФ специализированных судов не существует.

Судебная система, существующая в настоящий момент, приобрела такой вид с 1 января 1997 года, когда был введен в действие «Закон о судебной системе».

Система судов, которая осуществляет судебную власть в данный момент, должна гарантировать:

· соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации по реализации функций государственной власти;

· независимость судебной системы от законодательной и исполнительной ветвей власти

· доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;

· рассмотрение дел в судах и судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;

· действенная защита прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;

· право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом;

· право граждан на участие в осуществлении правосудия.

Недопустимо принятие законов, которые отменяют или умаляют самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивают судебную защиту человека и гражданина.

2. Судебное звено и судебные инстанции

Суды, которые входят в судебную систему, отличаются по объему полномочий, то есть совокупностью прав и обязанностей, которыми суд действует в определенной ситуации способом, предусмотренным законом.

Суды, которые наделены однородными полномочиями, составляют звенья судебной системы.

Судебная инстанция — суд или его структурное подразделение, выполняющий (выполняющее) конкретную судебную функцию. В зависимости от принадлежности суда к той или иной инстанции суд принимает решение по существу дела, проверяет законность и справедливость судебного акта, вступившего или не вступившего в законную силу, в том числе отменяет судебное решение ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Вся подсистема судебной власти имеет трехзвенную структуру – основное, среднее и высшее звено.

Система федеральных судов общей юрисдикции включает:

· основное звено – районные, городские (в городах без районного деления) суды

· среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и автономных округов;

· высшее звено – Верховный Суд РФ.

Военные суды подразделяются на:

· основное звено – гарнизонные военные суды;

· среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

· высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Система федеральных арбитражных судов включает:

· основное звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

· среднее звено – арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов;

· высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Так же суды разделяются по их процессуальной компетенции, то есть правам и обязанностям, предоставленным законом.

Стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией – судебная инстанция. В гражданском и уголовном судопроизводстве различают суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанций. Также выделяется самостоятельная апелляционная инстанция.

К судам первой инстанции относятся те суды, которые уполномочены непосредственно исследовать и установить в судебном заседании обстоятельства дела и вынести по нему соответствующий судебный акт – решение или приговор.

Суд второй инстанции (кассационной) инстанции проверяет законность, обоснованность и справедливость актов суда первой инстанции, по имеющимся в деле или дополнительно предоставленным материалам.

Суды надзорной инстанции проверяют по протестам управомоченных лиц законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также решения суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах: судебного надзора и возобновления производства по уголовным и гражданским делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Рассмотрим далее систему судов наиболее подробно.

3. Суды общей компетенции (юрисдикции)

Суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на две подсистемы:

· общие (гражданские) суды, которые рассматривают общие уголовные, гражданские и административные дела:

· военные суды, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других войсках, воинских формированиях и федеральных орга

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *